Размер шрифта:
Цветовая схема:

Об управлении

УТВЕРЖДЕНО
 
приказом Федерального медико-биологического агентства России
 
 от 19.10.2010 г. № 685
 
Руководитель Федерального медико-биологического агентства
 
                                                                                               _________________ В.В.Уйба
 
 
 
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
 
О РЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ № 107 ФЕДЕРАЛЬНОГО
 
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА
 
I. Общие положения
 
1. Региональное управление № 107 Федерального медико-биологического агентства (далее - Управление) является территориальным органом Федерального медико-биологического агентства, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда - Открытого акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ОАО «ППГХО») ОАО «Атомредметзолото» Госкорпорации «Росатом», филиала № 2 Федерального государственного унитарного предприятия «Атомохрана», организаций, учреждений и населения городского поселения «Город Краснокаменск», организаций и учреждений муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», расположенных на территории городского поселения «Город Краснокаменск» (далее – обслуживаемые организации) в соответствии с перечнем организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также функции по контролю за качеством донорской крови и ее компонентов, выпускаемых организациями здравоохранения (структурными подразделениями), осуществляющими заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, на территории Российской Федерации (далее - государственный контроль крови).
2. Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, актами Федерального медико-биологического агентства, правовыми актами Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, а также настоящим Положением.
3. Управление является юридическим лицом, имеет печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевой счет в территориальном органе федерального казначейства.
Полное наименование: Региональное управление № 107 Федерального медико-биологического агентства.
Сокращенное наименование: Региональное управление № 107 ФМБА России.
Юридический адрес: Российская Федерация, 674676, Забайкальский край, город Краснокаменск.
Почтовый адрес: Российская Федерация, 674676, Забайкальский край, город Краснокаменск, ГОС-6, а/я 190.
4. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Забайкальского края, полномочными представителями Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, с органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями Муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» и городского поселения «Город Краснокаменск».
Специалисты управления имеют право на ношение форменной одежды установленного образца.
 
II. Основные задачи Управления
 
5. Основными задачами Управления являются:
а) осуществление функций по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск»;
б) проведение мероприятий по выявлению и устранению влияния особо опасных факторов физической, химической и биологической природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск»;
в) профилактика профессиональных, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск»;
г) проведение медико-санитарных мероприятий по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
д) осуществление государственного контроля крови.
 
III. Полномочия Управления
 
6. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор:
1) при планировании и проведении технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, профилактических и организационных мероприятий, направленных на соблюдение требований к безопасному ведению работ в области использования атомной энергии, химической и биологической безопасности в обслуживаемых организациях и на территории г/п «Г. Краснокаменск»;
2) при разработке и проведении мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов в обслуживаемых организациях и на территории г/п «Г. Краснокаменск»;
3) за радиационной безопасностью, в том числе за дозами облучения работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск» от техногенных, природных, медицинских источников ионизирующих излучений, за химической безопасностью объектов по использованию, производству, переработке, уничтожению, хранению опасных химических веществ, а также за биологической безопасностью;
4) при выборе земельных участков, проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации обслуживаемых организаций и при установлении их санитарно-защитных зон;
5) за производством, транспортировкой, хранением, применением (использованием) и утилизацией продукции производственно-технического назначения в случаях, когда требуется непосредственное участие человека, а также за производством товаров для личных и бытовых нужд граждан;
6) за производством, транспортировкой, закупкой, хранением, реализацией и применением (использованием) потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции после их государственной регистрации;
7) за производством, применением (использованием) и реализацией населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), а также за новыми технологическими процессами производства продукции;
8) за реализацией населению продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также за ее применением (использованием) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте;
9) за производством, транспортировкой, хранением, применением (использованием), реализацией и утилизацией продукции производственно-технического назначения, товаров для личных и бытовых нужд, пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, потенциально опасных для человека химических, биологических факторов и отдельных видов продукции;
10) за организацией питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе за приготовлением пищи и напитков, их хранением и реализацией населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
11) за организацией питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;
12) за водными объектами, используемыми для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе за водными объектами, расположенными в черте г/п «Г. Краснокаменск»;
13) за осуществлением эксплуатации централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими их эксплуатацию;
14) за состоянием атмосферного воздуха по критериям безопасности и (или) безвредности для человека в городском поселении, на территориях промышленных организаций, а также воздуха в рабочих зонах производственных помещений, в жилых и других помещениях (местах постоянного или временного пребывания человека);
15) за состоянием почвы по критериям безопасности и (или) безвредности городского поселения и сельскохозяйственных угодий;
16) за условиями и способами сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления;
17) за содержанием жилых помещений;
18) за санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно- профилактических учреждений;
19) за эксплуатацией производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
20) за деятельностью или работой отдельных цехов, участков, сооружений, оборудования, транспорта, выполнением отдельных видов работ и оказанием услуг;
21) за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, за режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний, заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда, и неинфекционных заболеваний;
22) за условиями работы с биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе за условиями работы в области генной инженерии, а также работы с возбудителями инфекционных заболеваний;
23) за условиями работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), а также за производством, применением (использованием), транспортировкой, хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека;
24) за использованием программ, методик и режимов воспитания и обучения, технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания, учебной мебели, а также учебников и иной издательской продукции;
25) за дошкольными и другими образовательными учреждениями независимо от их организационно-правовых форм;
26) за проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний;
б) выдача в соответствии с законодательством на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, а также токсикологических, гигиенических и иных видов оценок санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию;
в) организация и проведение социально-гигиенического мониторинга;
г) формирование перечня мероприятий, проводимых Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии № 107 Федерального медико-биологического агентства», осуществляющим свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в обслуживаемых организациях и на территории г/п «Г. Краснокаменск» (далее - ФГУЗ «ЦГиЭ № 107 ФМБА России»), и осуществление контроля за их исполнением, в том числе за:
1) деятельностью по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения профессиональных, инфекционных, паразитарных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических и иных видов оценок для установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;
2) проведением медико-санитарных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с применением с террористической целью биологических, химических и иных факторов;
3) проведением мероприятий, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека;
4) аттестацией работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
5) проведением лабораторных исследований и испытаний;
6) проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;
7) проведением государственного учета инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;
д) прием и учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предполагающих выполнение работ (оказание услуг) на территории г/п «Г. Краснокаменск»:
1) ведет на бумажном и электронных носителях реестр уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и размещает сведения на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня регистрации уведомления;
2) по письменному запросу органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставляет бесплатно сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписок или сообщает об отсутствии указанных сведений в день поступления соответствующего запроса;
е) подготовка по запросу ФМБА России материалов для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в обслуживаемых организациях и на территории г/п «Г. Краснокаменск»;
ж) ведение государственных статистических форм учета и отчетности;
з) информирование руководства и работников организаций, федеральных государственных учреждений, а также органов местного самоуправления, населения г/п «Г. Краснокаменск» по вопросам санитарно-эпидемиологической обстановки через средства массовой информации и иными способами:
1) о возникновении профессиональных, инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
2) о состоянии среды обитания;
3) о проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
и) осуществлвение государственного контроля крови в соответствии с Порядком осуществления контроля за качеством донорской крови и ее компонентов, выпускаемых организациями здравоохранения (структурными подразделениями), осуществляющими заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2008 г. N 91н (зарегистрирован в Минюсте России 17 марта 2008 г., регистрационный N 11352), с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2009 г. N 190н (зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2009 г., регистрационный N 13913);
к) мониторинг опасных природных патогенов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний (отравлений) на территории г/п «Г. Краснокаменск», с целью прогнозирования биологических и химических угроз на территории Российской Федерации и принятия адекватных санитарно-противоэпидемических мер;
л) обеспечение функционирования системы оперативного реагирования на ситуации, связанные с возникновением биологических и химических угроз на объектах и территории г/п «Г. Краснокаменск»;
м) организация и осуществление контроля за работой химико-токсикологических бригад экстренного реагирования ФГУЗ ЦГиЭ № 107 ФМБА России;
н) предоставление населению г/п «Г. Краснокаменск» информации по вопросам обеспечения биологической и химической безопасности через средства массовой информации и с использованием информационно-просветительных материалов;
о) подготовка в установленном порядке нормативных правовых актов о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на территории г/п «Г. Краснокаменск»;
п) комплектование, хранение, учет и использование архивных документов Управления;
р) прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений, запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
с) обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
т) обеспечение в установленном порядке мобилизационной подготовки работников Управления;
у) организация и осуществление в установленном порядке мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне;
ф) организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки, аттестации и квалификационных экзаменов работников Управления;
х) проведение в установленном порядке по согласованию с ФМБА России конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
ц) участие в системе оперативного обмена информацией по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
ч) организация и проведение мероприятий по санитарной охране в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях от заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также от ввоза и реализации в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;
ш) анализ практики применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в обслуживаемых организациях и на территории г/п «Г. Краснокаменск» и направляет обобщенную информацию в ФМБА России.
7. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Управление имеет право:
а) осуществлять взаимодействие с территориальными органами и учреждениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно- эпидемиологической надзор в Российской Федерации;
б) осуществлять деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск», а также применять меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) привлекать для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов для проведения экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;
г) координировать деятельность и осуществлять контроль за ФГУЗ «ЦГиЭ № 107 ФМБА России» в порядке и в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
д) вносить предложения руководству обслуживаемых организаций, органам местного самоуправления г/п «Г. Краснокаменск», органам исполнительной власти Забайкальского края Российской Федерации, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибсирском федеральном округе:
1) о реализации мер по обеспечению и улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки, выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск»;
2) о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);
3) о приведении в соответствие с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск»;
е) запрашивать и получать на безвозмездной основе материалы и сведения по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
ж) получать информацию о каждом впервые выявленном случае профессионального, инфекционного и паразитарного заболевания, пищевого отравления, а также организовывать, контролировать и принимать участие в проведении противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на выявление причин, путей и факторов передачи, локализацию и ликвидацию очага заболевания в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
з) организовывать и проводить конференции, совещания, семинары по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск», участвовать в их работе;
и) образовывать коллегиальные и совещательные органы для обсуждения вопросов деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 
к) участвовать в работе комиссий по аттестации персонала радиационно, химически и биологически опасных объектов.
 
IV. Организация деятельности Управления
 
8. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя ФМБА России по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
9. Руководитель Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и полномочий.
10. Руководитель Управления является Главным государственным санитарным врачом по г/п «Г. Краснокаменск» Забайкальского края и обслуживаемым организациям.
11. Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФМБА России.
12. Количество заместителей руководителя Управления устанавливается руководителем ФМБА России.
13. Заместитель руководителя Управления, выполняющий функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является заместителем главного государственного санитарного врача по г/п «Г. Краснокаменск» и обслуживаемым организациям.
14. Руководитель Управления:
а) издает внутренние акты по вопросам, относящимся к полномочиям Управления;
б) распределяет обязанности между своими заместителями;
в) без доверенности действует от имени Управления, представляет интересы, распоряжается в установленном порядке средствами и имуществом Управления;
г) представляет руководителю ФМБА России на утверждение ежегодный план деятельности Управления, отчет о его выполнении;
д) определяет задания ФГУЗ «ЦГиЭ № 107 ФМБА России», обеспечивающему деятельность Управления, по предоставлению услуг и утверждает отчеты об их выполнении;
е) представляет руководителю ФМБА России предложения:
по финансированию Управления;
по предельной численности и фонду оплаты труда работников Управления;
по кандидатурам на должность заместителей руководителя Управления;
по кандидатурам на должность руководителя ФГУЗ «ЦГиЭ № 107 ФМБА России»;
по структуре и штатному расписанию Управления в пределах показателей, установленных ФМБА России, а также по смете расходов на содержание Управления в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
ж) назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников Управления;
з) утверждает структуру и штатное расписание Управления в пределах утвержденной сметы;
и) открывает счета в территориальном органе федерального казначейства, распоряжается в установленном порядке денежными средствами и имуществом, закрепленными за Управлением, на условиях безвозмездного пользования;
к) заключает договоры и соглашения от имени Управления;
л) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников Управления и федеральных государственных учреждений ФМБА России к присвоению почетных званий и к награждению государственными наградами Российской Федерации;
м) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Управлении;
н) организует ведение делопроизводства в Управлении.
15. Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, выделенных из федерального бюджета ФМБА России.
16. Решение Управления и его структурных подразделений может быть приостановлено и отменено ФМБА России.
17. Исполнение поручений ФМБА России Управлением осуществляется в порядке, установленном регламентом ФМБА России. Информация об исполнении поручения направляется в ФМБА России руководителем Управления. Контроль за исполнением поручений осуществляется ФМБА России.
18. Реорганизация или упразднение Управления производится в порядке, аналогичном порядку образования нового Управления.

Основными задачами Управления являются:
  • осуществление функций по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск»;
  • проведение мероприятий по выявлению и устранению влияния особо опасных факторов физической, химической и биологической природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск»;
  • профилактика профессиональных, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) работников обслуживаемых организаций и населения г/п «Г. Краснокаменск»;
  • проведение медико-санитарных мероприятий по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  • осуществление государственного контроля крови.

К 70летию ФМБА России

История государственной санитарно-эпидемиологической службы на территории городского поселения «Г. Краснокаменск»

Распоряжением Совета Министров СССР от 20 сентября 1950 года на 3 Главное управление при Министерстве здравоохранения СССР были возложены функции Государственной санитарной инспекции. Приказ Министерства здравоохранения СССР по этому вопросу вышел 26 сентября 1950 года. Главным государственным санитарным инспектором СССР по обслуживаемым отраслям промышленности был назначен начальник 3 Главного управления при Минздраве СССР Бурназян Аветик Игнатьевич, выдающийся организатор здравоохранения, многие годы возглавлявший 3 Главное управление, в том числе и в ранге первого заместителя Министра здравоохранения.

В феврале 1968 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве Приаргунского горно-химического комбината для  промышленной отработки Стрельцовской группы уран-молибденовых месторождений.

29.02.1968 г. для медико-санитарного обеспечения начинающегося строительства  комбината в Забайкалье приказом  Министра здравоохранения СССР №54-з при медсанчасти №106. расположенной в п. Первомайский Читинской области была создана больница №2 в г. Краснокаменске.

Для организации и проведения санитарно - эпидемиологической работы в состав  больницы была включена санитарно-эпидемиологическая станция штатной численностью 13 единиц. В штатное расписание были введены соответствующие должности: заместитель главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам, главный врач СЭС – санитарный врач, врач-бактериолог, врач по общей гигиене, два помощника санитарных врачей и эпидемиолога, баклаборанты,  дезинфектор. Должность  главного врача СЭС впервые и на продолжительное время (до августа 1983г.) занял Сунцов Валентин Михайлович.

Сунцов Валентин Михайлович

 

18.03.1969 г. приказом МЗ СССР №19 больница №2 реорганизована в медсанчасть №2 Медсанотдела №106 Третьего Главного управления  при МЗ СССР. Сунцов В.М. был назначен первым начальником нового учреждения и руководил им до апреля 1971г.

Первые годы работы санэпидстанции – это было время ее становления, роста, поиска методов и форм работы, улучшения качественных показателей работы на основе повышения квалификации кадров и улучшения материально-технической базы санэпидстанции. Душой всей работы коллектива был ее главный врач В.М. Сунцов, на плечи которого легла организация санитарно-эпидемиологической службы Медсанчасти № 2 в сложнейших условиях.

 Предупредительный санитарный надзор осуществлялся в основном на стадии строительства и приёмки объектов в эксплуатацию, так как, учитывая их значимость и высокую сметную стоимость, комплексность застройки,  экспертиза комплексных проектов строительства проводилась госсанэпиднадзором Третьего главного управления.

Текущий санитарный надзор практически до 1970 г. осуществлялся в основном «визуально». Организация баклаборатории, лабораторная диагностика инфекционных заболеваний и контроль дезинфекции  начались с 1969 г. Лабораторный контроль условий труда на объектах строительства и горно-геологическом производстве  со стороны санэпидслужбы вёлся  в ограниченном объёме и заключался в исследовании только физических факторов: радиационные факторы (внешнее излучение, КДПР), параметры микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха). Производственный лабораторный контроль также осуществлялся по тем же параметрам и только на горных работах.

В 1971-72г.г. медсанчасть получила возможность «перебраться» в город, размещаясь в разрозненных зданиях. Вместе с управлением медсанчасти и стационаром санэпидстанция вначале разместилась в здании школы-больницы. Затем было построено специализированное здание лаборатории особо опасных инфекций, где разместилась вся санэпидслужба. 


Коллектив СЭС (старое здание) 1980 г.

 

Промышленно-санитарная лаборатория в последующем  размещалась некоторое время в здании бывшего роддома (военного госпиталя), затем на 7 этаже вновь выстроенного типового здания поликлиники. И только в 1982 г. стараниями Сунцова В.М. было построено специальное проектное  здание для санэпидстанции. Современная база позволила начать быстрое развитие лабораторной службы.

Главный корпус СЭС 1981- 1982г. г.

и  2017 г.

 

Этому способствовали быстрый рост производственных объектов комбината, строительство города и дальнейшие организационные изменения и повышение статуса медицинского учреждения в целом. 11.06.1971 г. приказом МЗ СССР № 426 медсанчасть №2 МСО№106 преобразована в самостоятельную медсанчасть №107, а 16.05.1975 г. приказом №87з – в медико-санитарный отдел №107.

Развитие любой службы  в первую очередь обеспечивается наличием квалифицированных специалистов. Ежегодно в коллектив СЭС вливались новые сотрудники, в том числе и молодые специалисты.  

В первые годы санэпидслужба города структурно не была оформлена, в штатной структуре изначально была выделена только промышленно-санитарная лаборатория  (ПСЛ). В 1970 г. ряды специалистов санэпидслужбы медсанчасти 2  пополнились врачом–эпидемиологом Сапегиной Любовью Степановной,  в 1971 г. ещё двумя врачами – Рабичко Геннадием Васильевичем и Подопригориным Николаем Николаевичем. Рабичко Г.В. был назначен врачом по гигиене питания и вместе с Дружининой С.П. начали формирование санитарно-гигиенического отдела. В дальнейшем санитарно-гигиенический отдел многие годы успешно возглавляла Золотухина Светлана Борисовна, врач высшей категории.


Торжественное собрание в честь 60-летия санитарной службы в СССР.

Докладчик - начальник МСО №107 Гришков А.И. 1982 г.

 

 Подопригорин Н.Н. был назначен врачом по гигиене труда, заведующим пока не существующей промышленно-санитарной лабораторией. С этого времени началось реальное формирование ПСЛ. Расширялся парк приборов и оборудования для исследования физических факторов производственной среды. Таким образом, промышленно-санитарный надзор становился более «зрячим» и доказательным. Необходимо отметить, что с самого начала ПСЛ работала в тесном контакте с отделами охраны труда основного застройщика – Приаргунского управления строительства (ПУС) и строящегося комбината, пыле-газодозиметрической лабораторией  (ПГДЛ), позднее самостоятельной службой радиационной безопасности (ССРБ). В 70-е и 80-е годы очень полезной была совместная работа с учеными филиала №6 ИБФ в г. Ленинграде,  позднее научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины (НИИ ПММ) по изучению и гигиенической оценке условий труда горняков, новой техники.    

Особенностью работы санэпидслужбы города был большой объём предупредительного санитарного надзора  на протяжении всего периода ее деятельности. Интенсивно строились сначала объекты горно-рудного (шахты, карьер), затем химико-металлургического  (заводы ГМЗ, СКЗ) и вспомогательного комплекса (ТЭЦ, РМЗ, автохозяйства).  Велось очень интенсивное строительство жилья, соцкультбыта (лечебно - профилактические учреждения, школы, детские дошкольные и временные загородные оздоровительные учреждения, общежития, магазины, столовые и многое другое). В санэпидстанцию почти ежедневно поступала проектная документация на строительство тех или иных объектов для  санитарно-эпидемиологической экспертизы и выдачи заключений. Экспертизу проектов и выдачу заключений по проектам строительства объектов проводили все врачи специалисты по своим направлениям, часто вместе с другими врачами санэпидстанции. Специалисты СЭС почти ежедневно приглашались на работу в приемочных комиссиях.

Санэпидстанция МСЧ № 107  с самого начала своей деятельности, по заданию 3 Главного управления при Минздраве СССР, осуществляла Госсанэпиднадзор за военно-строительными частями и военно-строительными отрядами (ВСЧ/ВСО) Минсредмаша СССР, являвшимися, особенно в первые годы, основной рабочей силой строителей.  

С 1983 г. СЭС МСО №107 возглавил Подопригорин Н.Н.. 

Подопригорин Николай Николаевич

 

Как и Сунцов В.М. он продолжил  работу по развитию материально - технической базы службы – в 1988-89г.г. было построено здание хозкорпуса,  в котором разместились вирусологическая лаборатория, противочумная станция и ОПД.  Продолжалось оснащение  СЭС лабораторным оборудованием и приборами, начато приобретение и освоение компьютеров и первых программных продуктов. Первостепенное значение придавалось повышению квалификации кадров,

Кроме строительства основной площадки ПГХК в начале 80-х было организовано горно-добывающее предприятие «Эрдес» в посёлке ДОРНОД на территории Монголии. Для медико-санитарного обеспечения этой площадки приказом МЗ СССР 16.07.82г. №160 создана МСЧ№1 МСО№107. В целом за санитарно-противоэпидемическое обеспечения загранпредприятия отвечал главный врач  СЭС МСО№107.

04.12.1986 г. приказом  МЗ СССР № 226з в МСО№107 организована  противочумная станция (ПЧС). На ПЧС был возложен эпиднадзор и организация противоэпидемических мероприятий по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции. По согласованию с ПЧС в Читинской области за ПЧС МСО№107 была закреплена территория, на которой в полном объёме проводился эпидемиологический и эпизоотологический надзор за состоянием Забайкальского природного  очага чумы и туляремии.  

В том же 1986 г. из состава бактериологической лаборатории была выделена вирусологическая лаборатория штатной численностью 8 единиц, которую возглавила врач Бужгеева Альбина Александровна. Первые годы персонал её продолжал работать на базе баклаборатории, а в 1989 г. получил собственную базу в новом хозкорпусе.  

05.10.1987 г. приказом № 1096 МСО№107 переименован в ЦМСЧ№107.

С целью дальнейшего совершенствования медико-санитарной помощи работникам основного производства в 1989 г. в составе СЭС  была создана биофизическая лаборатория (БФЛ). Её созданию способствовала практическая работа инженера-химика ПСЛ Максимовой Светланы Васильевны с геофизической службой геолого-разведочной экспедицией № 324 (ГРЭ-324) и Институтом биофизики (ИБФ) г. Москва. ГРЭ-324 для определения соединений урана в рудах использовался разработанный в объединении «Сосновгеология» лазерный флуориметр «Ангара». Ознакомление с характеристиками прибора и методикой позволило предположить, что их можно использовать для определения содержания урана в организме горняков. Это предложение СЭС нашло поддержку ИБФ.

В результате совместной работы Институтом была доработана и аттестована методика определения содержания урана в организме по его концентрациям в моче, используемая в работе БФЛ по настоящее время. Лаборатория разместилась в двух комнатах ПСЛ  и только в 2005 г. для её размещения реконструирован блок помещений в хозкорпусе. Научно - методическим центром для БФЛ  является ГНЦ Институт биофизики Минздрава Российской Федерации.

Таким образом, в 80 - е годы СЭС ЦМСЧ № 107 становится крупным многопрофильным санитарно-противоэпидемическим учреждением, способным решать большинство санитарно- эпидемиологических проблем на подконтрольных объектах. Стабильной и по многим нозологиям низкой устанавливается заболеваемость инфекциями среди обслуживаемого населения и профессиональная заболеваемость работающих на предприятиях.

За прошедшие десятилетия в лаборатории ЦГСЭН №107 приобретено много лабораторного оборудования и приборов, освоены многочисленные методики санитарно–гигиенических, микробиологических, вирусологических, иммунологических исследований, физических измерений.

90-е годы принесли резкие  изменения в  политической  и экономической  жизни страны и, соответственно, в характер работы госсанэпидслужбы. После выхода в 1992 г. Указа Президента РФ «О свободе торговли», принятия ряда последующих законодательных актов о кооперативах, малом предпринимательстве  и т.д. изменился характер подконтрольных объектов (индивидуальные предприниматели, кооперативы, акционерные общества). Это вызвало значительное обновление нормативно-правовой базы госсанэпиднадзора. Возникла необходимость сначала аттестации, затем аккредитации лабораторной службы. Благодаря целенаправленной работе руководства ЦМСЧ и ЦГСЭН, поддержке администрации города и ПГХК была проведена большая подготовительная работа и в 1998 г. ЦГСЭН№107 успешно прошёл аккредитацию в системе лабораторий Госсанэпидслужбы и ГОСТ Р. Был создан испытательный лабораторный центр (ИЛЦ) под руководством Золотухиной Светланы Борисовны, что существенно повысило квалификационный статус Центра. Последующие переаккредитации неизменно его подтверждали.

В эти же годы для решения вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в практику госсанэпидслужбы внедряется планирование через целевые комплексные программы. Специалисты СЭС инициируют и непосредственно участвуют в разработке ЦКП «Здоровье», совместно с ОАО ППГХО, «Вакцинопрофилактика», «Профилактика туберкулёза», «Анти-СПИД», «ВИЧ, гепатиты», направляют свои предложения в региональные ЦКП «Радон» в отношении радоновой проблемы п. Октябрьского, «Обеспечение населения Читинской области  доброкачественной питьевой водой», в программу социально-экономического развития Г.Краснокаменска и Краснокаменского района» в части строительства полигона ТБО. Эти программы в тех условиях сыграли существенную роль и в дальнейшем по представлениям госсанэпидслужбы неоднократно продлевались.

90-е годы тяжело отразились также и на состоянии основного градообразующего предприятия. Происходит реорганизация обслуживаемого предприятия в акционерное общество, постепенно передаются учреждения соцкультбыта местным органам власти. Развал в экономике страны привёл к спаду производства, резко ухудшились условия труда работников комбината, содержание базы ЦМСЧ  и ЦГСЭН№107. Начались очередные реорганизации. Вместо 3 Главного управления при МЗ СССР образовано сначала Главное, затем Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем МЗ РСФСР (РФ).  С 20.01.1992 г. ЦМСЧ №107  стала именоваться ЦМСЧ№107 Федерального управления «Медбиоэкстрем».

На протяжении всей своей истории санитарно-эпидемиологическая служба СССР работала на основании подзаконных актов – Положений о госсанэпиднадзоре, утверждаемых Постановлениями Совета Министров СССР. Это создавало многочисленные проблемы для санэпидслужбы на правовом поле.

Впервые Закон, регламентирующий общественные отношения в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения, деятельность государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора в России был принят 19 апреля 1991 года под названием "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения". Этим Законом санэпидстанции переименовывались в Центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). СЭС МСЧ №107, в соответствии с вышеназванным Законом, приказом  МЗ РФ №337 от 21.12.1992 г.  была переименована в апреле 1993 года в Центр ГСЭН ЦМСЧ №107. также ФУ «Медбиоэкстрем».

Следующий значимый этап в развитии санэпидслужбы города начался  с 2000 года. В ходе административной реформы исполнительных органов государственной власти РФ очередные изменения произошли и в структуре государственной санитарно-эпидемиологической службы. В соответствии приказу от  25.01.2000 г. №15з ФУ «Медбиоэкстрем» ЦГСЭН выделен из состава МСЧ№107в качестве самостоятельного юридического лица. 20.06.2000 г. постановлением главы администрации г. Краснокаменска и Краснокаменского района №795-а зарегистрировано ГУЗ «ЦГСЭН-107 ФУ МБ и ЭП при МЗ РФ». В составе ЦГСЭН была введена бухгалтерия, отдел кадров, хозяйственные должности.   Впервые в штаты ЦГСЭН введена должность юрисконсульта, что позволило вести надзорную деятельность с большим правовым обоснованием.

Наряду с объектами и жилой территорией в городе с начала своей деятельности СЭС осуществляла контроль  жилой территории и объектов 2-х посёлков геологов: Краснокаменск и Октябрьский. Посёлки строились как временные для размещения геологических партий №№ 32 и 324 с соответствующим минимумом благоустройства. В целом санитарно-эпидемиологическая обстановка в посёлках поддерживалась на должном уровне. Но в начале 90-х годов в п.Октябрьский обозначилась «проблема радона». Радиометрические съёмки, проведенные геофизиками ГРЭ-324, выявили в подпольях и квартирах жилых домов высокие концентрации радона, сопоставимые с концентрациями в горных выработках ПГХК. С этого времени ЦГСЭН№107 целенаправленно занимался этой проблемой совместно с администрацией города, предприятия, экологической службой города.

п. Октябрьский

 

Оценка радиационно-гигиенического состояния в поселке и предложения по необходимым мерам докладывались на депутатских слушаньях в областной Думе, направлялись для включения в региональную и федеральные целевые программы «Радон». Частично мероприятия по оздоровлению обстановки в поселке предусматривались федеральными целевыми комплексными программами «Реабилитация территорий загрязненных радиационными и токсичными веществами в результате деятельности предприятий по производству ядерных материалов» и «Обращения с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами, и их утилизации и захоронению на период 1993-1997 г.г. и перспективу до 2005 г.».

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, включая поселок Октябрьский, предусматривались документами правительства РФ: распоряжением № 658-Р в апреле 1992 года; поручением от 05.11.92 г. № ВМ-П42-40123, постановлением от 06.07.94 г. № 809, федеральной и региональной ЦКП «Радон». Однако, ни одна из названных программ из-за отсутствия финансирования не нашла практической реализации. Тем не менее, совместные усилия продолжались. К решению этой проблемы подключились администрация области, депутаты областной и Государственной дум. В 2006 г. была создана  комиссия из представителей Росатома, Института биофизики, предприятия и Регионального управления №107 для проведения обследования и оценки радиационной обстановки в п. Октябрьский. Специалистами Центра самостоятельно выполнен большой объём работы по обследованию радиационного фона территории и жилого фонда посёлка, содержанию радона и торона в воздухе жилых помещений. По результатам работы комиссии подготовлен доклад для  рассмотрения  в Росатоме и, в последующем, в Госдуме и Правительстве. В дополнение к нему специалистами ФГУЗ «ЦГиЭ №107» и Регионального управления №107  проведены расчёты дозовых нагрузок  на население. Результаты послужили обоснованием для принятия, наконец, конкретного решения по ускоренному переселению жителей п.Октябрьский. В 2007г. подписано соглашение между руководителем Росатома России Кириенко С.В., губернатором Читинской области Гениатуллиным Р.Ф. и главой администрации городского поселения «Г. Краснокаменск» Муллагалиевым В.Т. о долевом финансировании работ по переселению. В 2007г. сданы в эксплуатацию 2 подъезда жилого дома 821, куда переселены жители из наиболее неблагополучных жилищ посёлка. Начато проектирование и строительство новых жилых домов. Полное переселение было завершено в 2012 г.

Новый этап в развитии госсанэпидслужбы города наступил после 2004 г. В ходе проводимой в РФ административной реформы федеральных органов исполнительной власти, в целях развития специализированного санитарно-эпидемиологического надзора  Указом Президента РФ от 11.10.04 г. №1304 Федеральное управление «Медбиоэкстрем» упразднено и на его базе предписано организовать Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России). Соответственно ФГУЗ «ЦГСЭН ФУ «Медбиоэкстрем» стали именоваться ФГУЗ «ЦГСЭН ФМБА России». В связи с этим проведена  организационная работа по реорганизации Центра.

Основная  задача ФГУЗ  «Центр гигиены и эпидемиологии №107 ФМБА России»  - обеспечение деятельности Межрегионального управления №107 ФМБА России.

На основании приказов Минздравсоцразвития РФ от 21.06.05 г. № 415  «Об утверждении схемы размещения территориальных органов ФМБА России» и ФМБА России от 12.07.05г. № 273 «О создании территориальных органов ФМБА России» в 2006 г. было создано Региональное управление № 107 ФМБА России, руководителем которого назначена Хохлова Елена Анатольевна.

Хохлова Елена Анатольевна

 

В соответствии с приказом ФМБА России от 05.12.2013 г. № 123у  Региональное управление №107 ФМБА России переименовано в Межрегиональное управление №107 ФМБА России.

Кроме функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными  условиями труда, организаций, учреждений и населения городского поселения «Г. Краснокаменск» Межрегиональное управление №107 ФМБА России   осуществляет   государственный контроль и надзор в сфере донорства крови и её компонентов в четырех субъектах Российской Федерации.

Деятельность Межрегионального управления №107 ФМБА России осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Реализация законодательства, направленного на совершенствование федерального государственного контроля и надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и контроля и надзора в сфере донорства крови и её компонентов, реализация Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Реализация Концепции Административной реформы, Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года,  приоритетного национального проекта «Здоровье».

3. Оптимизация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере донорства крови и её компонентов.

4. Совершенствование федерального государственного эпидемиологического надзора и надзора в сфере донорства крови и её компонентов.

5. Совершенствование кадровой политики, подготовки, формирования и использования кадрового состава, дополнительного профессионального образования специалистов.